Логин
Пароль
Запомнить меня
Воскресенье, 23 апреля 2017 г.
  Зарегистрироваться или Войти
Акция назвала «Молодых людей года — 2012»
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011 PDF-версияFacebookLiveJournalАкция.ОбменникRSS
Зона эксперимента
Светлана Максимченко, 26 мая 2009
Фото: Алиса Кальянова
Ольга Шишко, BBDO
В середине апреля в школе для молодых рекламистов Wordshop BBDO закончился трехмесячный курс по медиакультуре. Автор курса Ольга Шишко объяснила «Акции», что такое медиаарт, зачем он нужен рекламистам и чем может быть интересен всем остальным.
Краткая справка
Ольга Шишко, искусствовед, специалист в области искусства новых технологий, директор Центра культуры и искусства «МедиаАртЛаб», директор программы «МедиаФорум» в рамках Московского международного кинофестиваля. читать полностью >>

— Ольга, для начала хочется понять, что же такое медиаискусство?

— Медиаискусство — это, в первую очередь, зона эксперимента, а значит зона авангарда, или, другими словами, авангард современной культуры в эпоху новых информационных технологий. Новая волна, следующая за волной технологических нововведений, особенно в сфере коммуникаций, создала двусмысленную для мира искусств ситуацию, поскольку для своих экспериментов художники начали заимствовать технологии массмедиа, создавая при этом новые работы, которые не подпадают ни под одно из прежних определений произведения искусства.

Медиаискусство возникло в 60-е годы. Это обобщающий термин, обозначающий всю совокупность видов и жанров искусств, где применяются медиатехнологии (видеоискусство, электронное искусство, компьютерное искусство). Важным фактором развития медиаарта явился интерес художника к отдельным выразительным средствам аудио- и визуальных искусств: свету, движению, звуку, а затем — и компьютеру, как возможному инструменту создания художественного произведения. И, конечно, влияние науки на искусство, то есть включение в поле интереса художников научных и технических проблем, таких как взаимодействие человека и компьютерных систем, создание искусственного интеллекта, появление феномена виртуальной реальности, использование художниками компьютерных технологий и применение сложных инженерных решений.

Рассматривая историю развития медиаарта, я не всегда отожествляю медиаискусство с процессом, который происходит в истории современного искусства. Я рассматриваю те проекты, которые в первую очередь интересны своей инновационностью для того или иного времени с точки зрения и художественной идеи, и применения технологий в этом художественном концепте. Не все из этих работ попадают в учебники по истории современного искусства и в музейные коллекции. Многие проекты существуют на уровне технологических экспериментов или текстов, которые предвидят дальнейшее развитие современного искусства. А собственно продукта не остается. Существование продукта в медиаискусстве не всегда важно, важны вот эти истории перерождения и синтеза различных видов искусства в медийном искусстве, угадывание того, к чему вообще нас ведет и искусство, и культура в целом.

— Ольга, вы читали курс для рекламистов. Какая связь между медиаартом и рекламой?

— Одна из особенностей медиаарта — его междисциплинарность. На протяжении всей истории искусства новых технологий мы наблюдаем сотрудничество художников с профессионалами в технической сфере — создание междисциплинарных художественных объединений.

Самые крутые проекты были созданы благодаря вовлечению людей из разных профессий. Пионер видеоискусства кореец Нам Джун Пайк — в прошлом музыкант. Маршалл Маклюен, явивишийся главным теоретиком,— философ. В медиаискусство пришли журналисты, критики, а также — программисты и инженеры.

И я очень «за» синтезирование как различных областей в видео- и медиаискусстве: кино, звук, театр, визуальный образ, текст,— так и сотрудничество людей разных профессий. А для рекламистов, людей креативных, очень важно пользоваться всем предложенным инструментарием, в том числе и тем, который предоставляет медиаискусство.

Когда в России в начале 90-х родилось видеоискусство, люди очень увлеклись этим процессом, но через четыре года этот энтузиазм схлынул: денег нет, реализации нет, интереса среди критиков и кураторов в тот момент еще не было. И люди стали уходить в рекламу, в театр, на телевидение. Я могу назвать людей, которые были очень талантливы в современном искусстве и ушли в другие области, где рождают не менее талантливые проекты. В театре это режиссер Кирилл Серебренников, на телевидении — Дима Ликин, арт-директор Первого канала, в рекламе — Александр Алексеев и Леонид Фейгин.

— А что вы ожидаете от тех, кто прослушал ваш курс в рамках Wordshop’а BBDO?

— Я хочу, чтобы от этих ребят исходили бесконечные провокации. Чтобы реклама, которую они создают, давала бы мысль для зрителя, задавала бы вопрос и не давала бы однозначного ответа... Чтобы это не было в угоду заказчику, чтобы это не было плоско и поверхностно.

— Правда, что видеоискусство началось с рекламной акции камер Sony?

— В 1965 году фирма «Sony» приступила к производству портативных видеокамер, предназначенных для бытового использования. Но производители задумались: как сделать эту технологию массовой? Я даже не знаю, кому принадлежит идея, но она была гениальна: дать камеру двум очень ярким представителям современной американской арт-сцены того времени — Нам Джун Пайку и Энди Уорхолу. Энди Уорхол просто повесил эту камеру у себя на «Фабрике», и она снимала с утра до ночи безумное скопление богемы — то есть фиксировала жизнь как она есть. А Нам Джун Пайк отснял из окна такси визит римского папы в Нью-Йорк. Запись была продемонстрирована тем же вечером в нью-йоркском кафе «Гоу-гоу», и с этого дня начинается отсчет времени экспериментирования видеохудожников не только над формой достаточно случайного изображения на телеэкране, но и над вплетением в него намеренно отснятых фрагментов действительности.

Разработчики технологий всегда чувствовали в художниках креативный потенциал. То есть они считали, что эти люди подсказывают, куда должны двигаться технологии. И именно художники создали первый прямой эфир на телевидении — идея принадлежала Герри Шиму. Представители «Флюксуса», такие как Нам Джун Пайк и Вольф Фостель, были первыми, кто применил коммуникационные аспекты видео для вовлечения зрителя в создание произведения. Именно Пайк, создав «Participation TV», предвосхитил рождение интерактивного и спутникового телевидения, а также предвосхитил развитие телевидения в сторону абстрактной звуковой анимированной среды, похожей на будущее MTV.

— Что могут найти для себя в медиаискусстве молодые люди, которые не занимаются искусством, не работают на телевидении и в рекламе?

— Я думаю, что медиаискусство дает свободу любому человеку. Ведь молодые — это люди, которые находятся в некой оппозиции к обществу, в оппозиции к собственной семье, а часто и в оппозиции к самому себе. Но они очень открыты к креативности и к вовлечению их в некие проекты… и тогда их свобода реализуется на полную катушку. Когда, как не до 30-ти, высказывать свое мнение, не зашориваться, не продаваться. Вот для этого медиаискусство нужно молодому человеку. Чтобы распознать себя в этом мире, превращая жизнь в бесконечный художественный акт.

«МедиаФорум» в рамках 31-го Московского международного кинофестиваля пройдет с 20 по 24 июня. В этом году «МедиаФорум» отмечает свой юбилей — 10 лет. Подробная программа — mediaforum.mediaartlab.ru

Опубликовать

Просмотров 3443
Newsland Забобрить эту страницу!

Похожие материалы:


Оставить комментарий

Комментарии 1
Женя
27 мая 2009 13.07
Интересно, я про медиаарт раньше и не слышала) Надо сходить на фестиваль!
Комментировать
Ваше имя:

Google YouTube акция арест армия арт Великобритания взрыв видео война выборы выставка Германия Госдума Грузия деньги дети Единая Россия ЖЖ запрет интернет искусство кино Китай книга книги конкурс концерт космос кризис любовь МГУ Медведев медиа милиция митинг молодежь Москва музыка наука Наши образование общество олимпиада оппозиция политика праздник президент протест Путин рейтинг реклама Россия сайт самолет Санкт-Петербург секс скандал смерть СМИ спорт студент студенты суд США ТВ теракт терроризм убийство Украина фестиваль фильм фото Франция футбол школа экология экономика Яблоко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
RSS

Акция Спецпроекты
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011
Свяжитесь с нашей службой продаж по вопросам рекламы и спонсорства на портале.
Все материалы, опубликованные на портале, охраняются законодательством об авторском праве РФ. По вопросам перепечатки материалов обращайтесь по адресу online@akzia.ru.
© Холдинг «Акция масс-медиа» 2001-2017