Новички, прорывы, газ

Дата публикации: 26-11-2012

Тенденции года

Главным трендом-2012 стало огромное количество взлетов, возвращений и новичков. В этом году в рейтинг вошли 10 компаний, которые еще ни разу этого не делали. Больше всех отличилась социальная сеть В«ВКонтактеВ», которая стартовала сразу с 27-го места. Похоже, это В«наш ответВ» Apple, которую традиционно выводят на высокие позиции любители Mac и iPad. Видимо, пользователи популярного ресурса задумались о том, что на него может быть приятно поработать. Соцсети растут как вид бизнеса — так почему бы флагманом этой тенденции не стать В«ВКонтактеВ»?

В«Свой бизнесВ», который в прошлом году получил серебро, немного сбавил обороты и на этот раз занял 8-е место. Третий год подряд он не выбывает из десятки. При этом в топ-100 впервые появились успешные стартапы: LinguaLeo, KupiVip. Это означает, что молодые специалисты стали расценивать собственное дело не только как возможность попробовать себя в роли босса, но и как желаемое место работы в качестве наемного специалиста. В последнее время в России появилось множество венчурных фондов, бизнес-ангелов, бизнес-инкубаторов, бизнес-акселераторов — западные технологии финансовой опеки и наставничества работают и у нас.

Отрасль года

Главным направлением в этом году вновь стала FMCG. В рейтинг вошли целых 10 ее представителей, причем компания JTI замыкает тройку лидеров, поднявшись туда с прошлогоднего 5-го места. Похоже, российские студенты, в отличие от европейцев, верят прежде всего в потребителя — покупателя сигарет, алкоголя, маргарина, газировки и других общедоступных товаров. Впрочем, отражение западных тенденций в России тоже заметно: второй по популярности на этот раз стала IT-отрасль. Серебро топ-50 досталось Google, который в прошлом году был лишь 6-м. Возлагают свои надежды на высокие технологии и молодые специалисты, опрошенные В«АкциейВ».

Для увеличения инфографики кликните на нее мышкой


Мечта года

В«ГазпромВ» вот уже седьмой год подряд удерживает за собой 1-е место в рейтинге. И неудивительно: размер зарплаты в нефтегазовом секторе на 20% больше, чем в среднем по стране, а штат компании постоянно растет. Только за прошедший год в В«ГазпромеВ» появилось больше 14 тысяч новых позиций: сегодня здесь работает 404 тысячи сотрудников. Компания предоставляет хороший социальный пакет с оплатой питания, медицинским обслуживанием в корпоративной поликлинике и другими В«бонусамиВ», список которых зависит от подразделения.

Серебро на этот раз досталось Google. Сфера высоких технологий сейчас переживает настоящий бум, и флагманом этой тенденции не могла не стать одна из крупнейших IT-корпораций в мире. Однако секрет популярности Google заключается не только в его размере. Компания известна свои трепетным отношением к сотрудникам. Каждый, кто работает здесь, может составить собственный социальный пакет. Зачастую у специалистов Google дома нет продуктов: они едят на работе. И это не слепая щедрость: в корпорации понимают, что в обеденный перерыв компания коллег вполне способна придумать новый сервис, который потом принесет миллиарды долларов прибыли. JTI, которая заняла 3-е место, очевидно, обязана своим успехом специалистам PR и HR. Компания активно работает со студентами и выпускниками: здесь есть условия для того, чтобы сделать свои первые шаги в профессии и не получить при этом психологическую травму.

Прорыв года

Компания МТС, покинувшая было десятку лучших, отвоевала восемь позиций и вплотную приблизилась к призовым местам. Вновь отметился среди самых желанных работодателей В«ЛукойлВ». Он смог преодолеть разделительную черту и перейти с 11-го места на 10-е, снова переиграв В«РоснефтьВ». Правда, последняя тоже не осталась в долгу: +10 пунктов и 12-е место. Похоже, у В«ГазпромаВ» подрастают конкуренты. Этот год вообще оказался богатым на прорывы: 26 подъемов против 11 падений. Здесь тоже лидируют представители FMCG: быстрее всех устремилась к финишу Nestle, которая прибавила семь пунктов и перешла на 19-ю позицию. Отлично показал себя транспортный гигант BMW, триумфально В«въехавшийВ» с 30-го на 17-е место. Сразу на девять позиций поднялся В«Первый каналВ» — 15-е место против 24-го в прошлом году. Его ускорение немного компенсирует потери, которые понес сегмент массмедиа: в этом году его представители, увы, больше падали, чем поднимались.

Падение года

Тяжелее всех в этом году пришлось В«РосатомуВ» и В«РИА НовостиВ»: оба потеряли по 17 позиций. Покинула десятку и Apple: теперь вместо 8-го она занимает 14-е место.
Еще одно IT-падение наблюдается внутри самой десятки: бронзу уступил МТС Microsoft, потерявший шесть позиций и приземлившийся на 9-е место. Компания Ernst & Young также вновь начала движение вниз: заняв в прошлом году 20-е место, сейчас она находится на 28-м. Гигант мирового аудита не покидает рейтинг с самого начала, однако о 10-м месте, которое досталось ему в 2007 году, пока может только мечтать.

Новички года

Среди начинающих на этот раз всего один представитель IT — уже упомянутый В«ВКонтактеВ». В компании новичков преобладают представители транспортной сферы: на 41-м месте В«припарковалсяВ» Mercedes-Benz, на 44-е и 47-е В«влетелиВ» Boeing и В«ТуполевВ». Любопытно, что последние двое заменили собой В«ТрансаэроВ» и В«АэрофлотВ», которые покинули рейтинг. Конструкторское бюро В«ТуполевВ» отметило в этом году 90-летие — и это, похоже, отличный повод пополнить штат выпускниками ведущих технических вузов.

Есть в списке новичков и двое представителей FMCG, оба — производители алкоголя: Bacardi на 40-м месте и SUN InBev на 43-м. Также в списке впервые отметились Центральный банк РФ (33-е место), глобальная многопрофильная компания General Electric (38-е место), представитель сектора легкой промышленности Philips (45-е место) и ритейлер В«М.ВидеоВ», который удержался на 50-м месте.

Возвращение года

Mars атакует. FMCG-гигант, который не попадал в рейтинг с 2008 года, вернулся — на 26-е место. Похоже, отрасль товаров повседневного спроса все больше интересует молодых специалистов, и в следующий раз ее представителей можно ждать в первой десятке.

В«ЕвросетьВ», которую не видели в топ-50 целых три года, обосновалась на 37-м месте — и по сравнению с 48-м местом в 2008 году это заметное достижение. IKEA, пропустившая прошлый год, на этот раз заняла 39-е место. Вновь подняли голову Sony, IBM, BBDO. Вернулась и Администрация президента РФ, которая не могла попасть в топ-50 с 2009 года. Тогда ей досталось 7-е место, на этот раз — лишь 32-е. Также после трехлетнего отсутствия отметилась на 42-й позиции British American Tobacco, от которой уже не ждали взлета. Не обошлось и без транснациональной консалтинговой компании Boston Consulting Group, занявшей 38-е место.

Вылет года

Reckitt Benckiser, которая в прошлом году буквально ворвалась на 14-е место, так же стремительно исчезла из списка желанных работодателей. Ее примеру последовали В«ТрансаэроВ», в буквальном смысле слова вылетевшая со своей 16-й позиции, и В«Тройка ДиалогВ», которая уступила 27-е место звезде нынешнего года — В«ВКонтактеВ». Покинули рейтинг грозные представители госсектора — Федеральная служба безопасности РФ, В«РособоронэкспортВ» и В«РоснаноВ», крупнейшие перевозчики В«АэрофлотВ» и В«Российские железные дорогиВ», В«Альфа-БанкВ» и В«ДонстройВ». Не устоял и издательский дом В«КоммерсантъВ», замыкавший топ-50 в прошлом году — вместе с В«СТС-МедиаВ» и В«Студией Артемия ЛебедеваВ». К сожалению, для нынешнего года характерно снижение интереса к СМИ: похоже, второе место в рейтинге отраслей пункту В«Массмедиа, реклама и PRВ» все-таки обеспечивает не журналистика.

Наталия Киеня


Все материалы, опубликованные на портале, охраняются законодательством об авторском праве РФ. По вопросам перепечатки материалов обращайтесь по адресу online@akzia.ru.

© «Акция масс-медиа» 2001-2007

Rambler's Top100 Яндекс цитирования