Логин
Пароль
Запомнить меня
Вторник, 26 сентября 2017 г.
  Зарегистрироваться или Войти
Акция назвала «Молодых людей года — 2012»
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011 PDF-версияFacebookLiveJournalАкция.ОбменникRSS
Чеченский след
Иван Чувиляев, 25 сентября 2008
Чечня
Война в Чечне была и остается больной темой для кинематографистов. Новый фильм Алексея Учителя «Пленный» еще одно тому подтверждение. Вот уже тринадцать лет режиссеры всех калибров безуспешно пытаются отрефлексировать случившееся.

«Чистилище»
Первый фильм о Чечне появился вскоре после того, как война началась,— в 1995 году журналист, создатель программы «600 секунд» Александр Невзоров, побывав в горячей точке, в первый и последний раз обратился к кино. Но уже тогда воспринимать фильм всерьез было трудно вЂ” творения легенды трэша Ллойда Кауфмана кажутся просто нео­реализмом рядом с Дмитрием Нагиевым в образе демонического боевика. Понятно, что Невзоров, который некогда пугал всю страну зубами в пирожках и поросячьей мочой, льющейся с потолка, попытался проделать тот же фокус в кино. Что было талантливо в формате репортажа перестроечных времен, в полнометражном фильме оказалось нелепой дикостью. Ни секунды не веришь в то, что происходит,— будь Невзоров хоть сто раз профессиональным авантюристом, осмыслить войну он и не пытался. Вот честный одноглазый русский генерал, у которого все солдаты вЂ” сынки, пуля вЂ” дура, а штык вЂ” молодец. Вот «чечен» Нагиев, эдакий доктор Зло, у которого на посылках вся мировая закулиса и заплечный упырь-демократ в лице эстонских снайперш «белых колготок» и чернокожих американских наемников. Даже заявленная вроде в названии тема апокалипсиса сегодня и кошмара наяву вЂ” с этими откровенно безвкусными образами сникает. Остается только ощущение какого-то непуганого не хоррора даже, а чистой воды «гора», как называется самый дикий поджанр кино категории «Б».

«Мой сводный брат Франкенштейн»
С этого фильма 2004 года карьера и мастерство Валерия Тодоровского начали на глазах таять. Некогда слывший «русским Бергманом» мастер семейных драм попытался выйти за рамки жанра, в котором был действительно силен. Во «Франкенштейне» в милую интеллигентную семью вторгается война в лице внезапно объявившегося сына. Герой Даниила Спиваковского вЂ” совершеннейший киборг, вылезший из пекла войны, потеряв один глаз. Он ставит всю семью и в первую очередь ее главу, персонажа Леонида Ярмольника, под тотальный контроль. Ему повсюду мерещатся «духи», притаившиеся за углом, он хочет сделать себе глаз из драгоценных камней… Казалось бы, всё на месте, да и само столкновение тихого семейства с войной в лице «блудного сына» подразумевает острый драматический конфликт. Но нет вЂ” стоит конфликту завязаться, как он начинает буксовать, а потом и вовсе оборачивается каким-то бессвязным мычанием. То, что начиналось как трагическое обобщение, в результате превратилось в сопливую мело­драму. А сравнение ветерана чеченской войны с Франкенштейном и вовсе за уши притянуто, лишний штрих к портрету выглядит как банальная демонстрация знания киноклассики. Наконец, совсем уж скисший финал с захватом дачи, который чисто психологически недостоверен: с чего вдруг истово поверившая в блудного сына семья его решила предать, откуда на милых безвольных людей снизошло просветление? Даже обидно вЂ” был бы режиссер посмелей, мог бы выйти лучший фильм о войне.

«Живой»
Сняв отличную экранизацию «харьковской трилогии» Эдуарда Лимонова, Александр Велединский обратился, казалось бы, к стопроцентно «своей» теме вЂ” пропахшей порохом, потом, портянками и кровью мужицкой войне. И совершенно удивительным образом справиться с ней не смог вЂ” превратив грубую солдатскую правду, «Мертвеца» по-русски, в сплошную визуализацию песен группы «Любэ», отдающую порой чистейшим жлобством. Сюжет фильма вЂ” путешествие одноногого солдата Кира (Андрей Чадов) в компании своих погибших друзей-однополчан, которые спасли его жизнь. Несмотря на все свое мастерство, Велединский так и не смог ничего поделать с лезущей отовсюду интонацией «ты, пацан, жизни не видел и пороху не нюхал». Цитаты из Вима Вендерса (там ангелы слушали Ника Кейва, тут привидения приходят на концерт группы «Сплин»), внешне похожие братья Чадовы в роли антагонистов и одновременно двойников вЂ” всё это вроде и «работает», и обобщение получается, но на каком-то совершенно незначительном, локальном уровне. Как будто режиссер хотел снять трагедию о войне и людях, а снял мелодраму только о людях.

«Александра»
При всей кажущейся оторванности от реальности и даже отшельничестве, Александр Сокуров всегда был к злободневным вопросам чуток. Намного более чуток к жизни общественной, чем к жизни искусства. Но конфликт поэтическому взгляду Сокурова чужд по определению, поэтому в чеченской войне он увидел не яростную борьбу, а пространство для высказывания. И обратился к ней лишь в прошлом году, когда сам конфликт оказался исчерпан. Войны тут нет вЂ” о ней говорят, ею пахнут солдаты, ее ругает героиня Галины Вишневской, бабушка, приехавшая проведать внука в военную часть. Ругать «Александру» стыдно вЂ” сочетание двух личностей такого масштаба не может быть чем-то невразумительным. Но в контексте фильмов о Чечне «Александра» стоит особняком не только как картина, в которой война присутствует опосредованно, как аллегория. Это в первую очередь фильм, в котором больная, страшная тема приобрела вдруг невероятно ничтожный вид. Сколько ни всматривайся вЂ” не будет тут войны. Тут есть соображения о войне милых, интеллигентных людей, опять же задним числом. Тут есть какие-то детали-аллегории, эстетство, солдатики, говорящие языком Тургенева. Одним словом вЂ” интеллигентные люди. А Франкенштейна, который в их размеренную жизнь вторгается, как не бывало.

«Война»
Алексей Балабанов, обратившись к чеченской войне, не изменил себе вЂ” остался всё таким же тонким провокатором. Главный герой фильма вЂ” русский солдат Иван Ермаков, попавший в плен к чеченцам, выпущенный ими же за то, что помогал с компьютерами, и возвращающийся, чтобы освободить тех, кто в плену остался. С одной стороны вЂ” реализуй этот сценарий любой другой режиссер, получилось бы то же «Чистилище»: бородатые злодеи против простых русских парней. Побеждает тот, на чьей стороне правда. Но Балабанов избегает четких высказываний, не старается разрешить на экране проблемы, неразрешимые в жизни. И благодаря этому «Война» оказалась, наверное, лучшим фильмом о войне в Чечне. И одним из лучших фильмов о войне вообще вЂ” без живописного ада и рек крови. А только с щемящей бессмысленностью. Даже если правда на стороне героя, смысла всё это не обретает.

«Брат»
Единственный раз больная тема чеченской войны оказалась, что называется, «раскрыта» в фильме, в котором и слово-то «Чечня» не звучало. Вне экрана Данила Багров вернулся из Чечни и потому разговаривал крылатыми фразами в духе «Русские на войне своих не бросают» и был эдаким славянофильским киборгом. И в каждом его лозунге было куда больше грязной и пугающей правды о войне, чем в кубометре невзоровского кетчупа и бочке крокодильих слез Тодоровского.

Опубликовать

Просмотров 2785
Newsland Забобрить эту страницу!

Похожие материалы:


Оставить комментарий

Комментировать
Ваше имя:

Google YouTube акция арест армия арт Великобритания взрыв видео война выборы выставка Германия Госдума Грузия деньги дети Единая Россия ЖЖ запрет интернет искусство кино Китай книга книги конкурс концерт космос кризис любовь МГУ Медведев медиа милиция митинг молодежь Москва музыка наука Наши образование общество оппозиция политика полиция праздник президент протест Путин рейтинг реклама Россия сайт самолет Санкт-Петербург секс скандал смерть СМИ спорт студент студенты суд США ТВ теракт терроризм убийство Украина фестиваль фильм фото Франция футбол школа экология экономика Яблоко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
RSS

Акция Спецпроекты
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011
Свяжитесь с нашей службой продаж по вопросам рекламы и спонсорства на портале.
Все материалы, опубликованные на портале, охраняются законодательством об авторском праве РФ. По вопросам перепечатки материалов обращайтесь по адресу online@akzia.ru.
© Холдинг «Акция масс-медиа» 2001-2017