Логин
Пароль
Запомнить меня
Понедельник, 1 мая 2017 г.
  Зарегистрироваться или Войти
Акция назвала «Молодых людей года — 2012»
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011 PDF-версияFacebookLiveJournalАкция.ОбменникRSS
Дурное воспитание
Иван Чувиляев, 23 октября 2008
Фестиваль студенческого кино «Начало» проходил в питерском Доме кино
В конце сентября в Петербурге прошел фестиваль студенческого кино «Начало». Международные участники впервые позволили сравнить русскую киношколу с иностранной. Корреспондент «Акции» остался от сравнения не в восторге.

Зеленая тоска на лице председателя жюри Глеба Панфилова, некогда снявшего фильм — тезку фестиваля, вполне отражала его дух. Все десять дней Панфилов держался замкнуто и появлялся только на показах официальной программы. Да и выглядел мрачно: бродил, поблескивая стеклами очков, по коридорам Дома кино, ни с кем не разговаривал, на открытии буркнул что-то в микрофон насчет удачи, а с закрытия и вовсе смылся — на юбилей к супруге Инне Чуриковой.

Три режиссера с мировым именем провели мастер-классы: Кшиштоф Занусси, Александр Сокуров и документалист Сергей Лозница, прославившийся фильмом о блокаде Ленинграда. А еще показывали дебютные работы мэтров, но подсознательно сравнивать приходилось не только старое и новое. В программе были зарубежные работы, они-то и получили все основные призы — наши студенты оказались лучшими только в сценарии, где иностранцы просто-напросто не участвовали.

Русский учитель
Первая же фраза, которую произнес Кшиштоф Занусси на своем мастер-классе, была: В«Ни в коем случае нельзя снимать так же, как снимал твой учитель…» Зрители в зале испуганно переглянулись. Здесь нужно сделать отступление. По неведомой причине мастер-классы всегда притягивают не только студентов, но и городских сумасшедших. В прошлом году взъерошенный безумец доказывал насмерть перепуганному Андрею Плахову, что В«Свободное плаванье» — производственная драма. Теперь безумная дама в шелках извергла на Занусси гневный поток сознания, состоявший из слов В«левВ», В«МихалковВ», В«выВ», В«12В» и — что самое ужасное — В«мамаВ» и В«ПетросянВ». Занусси с вежливостью истинного советника папы римского по культуре, каковым и является, слушал этот шумовой террор, пока даму выводили в коридор. Успокоить разволновавшихся студентов он смог лишь показом отрывков из своей новой комедии — и правда, очень смешной — и приглашением всех присутствующих к себе в гости. Приезжайте, говорит, у меня всем места хватит. Студенты со всего мира действительно приезжают к нему домой, в Варшаву, и живут с режиссером бок о бок сколько душе угодно.

Тем не менее уже первой своей фразой вежливый польский мэтр ударил по самому больному месту фестиваля, да и русского кино в целом. Даже при беглом просмотре русских работ обращаешь внимание, что молодые режиссеры, сценаристы и операторы копируют своих мастеров. Студенты с операторского курса Вадима Юсова снимают восходы, закаты и быт деревенский жителей так, будто это сам мастер катается по России и снимает этюды, выдавая их потом за курсовики и дипломы. Студент-режиссер питерского Университета кино и телевидения жаловался мне: В«Сдал своему мастеру, именитому режиссеру, курсовую работу — просто снятые с вертолета виды Петербурга,— а тот приказал переснять финал и вместо Петропавловской крепости взять ЭрмитажВ». Замечание было чистой вкусовщиной, но пришлось снова лезть на вертолет, чтобы мастер остался доволен. Получается, учат не кино снимать, а подчиняться правилам.

Фактически единственное, чему все пять лет учат студента-режиссера,— быть искренним. Всё тот же Занусси уверял, что искренность здесь — главнейшее качество. И все-таки человек с киноаппаратом должен обладать еще хоть какими-то знаниями. Хотя бы понимать, что фильм хронометражем до пяти минут не может быть мелодрамой или какими-то туманными В«страданиями куриной душиВ». Что материал тут должен быть простым, ярким и емким, как анекдот. Вот студенты Сербской киношколы это отлично понимают, взять фильм В«АгапэВ» про монахинь, которым провели интернет, кишащий небогоугодной порнухой.

Испания и личность
Сколько ни кричат прокатчики, что русское кино поднимается с колен,— лучше оно не станет. Из Испании на фестиваль прислали много отличных работ: провокационные, жесткие фильмы. Хотя там кино не встает с колен уже лет восемьдесят, с тех самых пор, как вся творческая элита во главе с Бунюэлем переехала в Америку и Мексику. При этом трудно вспомнить страну, студенты киношкол которой делали бы такие яркие короткометражки. Одни только В«предлагаемые обстоятельстваВ» сюжетов вызывают у зрителя или повышенное слюноотделение, или негодование: тут и убийства, и маньяки-трансвеститы, и прочие роскоши, которые испанцы обожают, а русские стесняются по соображениям какой-то там этики. Мастер выпорет. Вот и получается: испанское кино В«стоит на коленяхВ», как и в России, но новички снимают отличные фильмы.

В крупнейших киношколах Европы, да чего там — в Киевском институте культуры, звезды приезжают на мастер-классы, а нормальные преподаватели учат технике режиссуры: выстраивать сюжет, понимать, что такое жанр. В России это уходит на второй план. Русская киношкола, как и театральная, скорее направлена на воспитание личности: почему-то подразумевается, что всему остальному режиссер научится на практике, главное же — научить его быть искренним. Впрочем, и в Польше дела не лучше: ровно те же постулаты озвучил Занусси, как прежде о возвышенных материях говорили Сокуров и Лозница… Единственный, кто говорил на В«НачалеВ» о конкретных вещах,— так это продюсер Сергей Члиянц. Хотя советы были, понятно, из серии В«как найти денегВ».

Опубликовать

Просмотров 2169
Newsland Забобрить эту страницу!

Похожие материалы:


Оставить комментарий

Комментировать
Ваше имя:

Google YouTube акция арест армия арт Великобритания взрыв видео война выборы выставка Германия Госдума Грузия деньги дети Единая Россия ЖЖ запрет интернет искусство кино Китай книга книги конкурс концерт космос кризис любовь МГУ Медведев медиа милиция митинг молодежь Москва музыка наука Наши образование общество олимпиада оппозиция политика праздник президент протест Путин рейтинг реклама Россия сайт самолет Санкт-Петербург секс скандал смерть СМИ спорт студент студенты суд США ТВ теракт терроризм убийство Украина фестиваль фильм фото Франция футбол школа экология экономика Яблоко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
RSS

Акция Спецпроекты
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011
Свяжитесь с нашей службой продаж по вопросам рекламы и спонсорства на портале.
Все материалы, опубликованные на портале, охраняются законодательством об авторском праве РФ. По вопросам перепечатки материалов обращайтесь по адресу online@akzia.ru.
© Холдинг «Акция масс-медиа» 2001-2017