Логин
Пароль
Запомнить меня
Понедельник, 20 ноября 2017 г.
  Зарегистрироваться или Войти
Акция назвала «Молодых людей года — 2012»
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011 PDF-версияFacebookLiveJournalАкция.ОбменникRSS
Анатолий "Предтеча"
Ирина Толстикова, 19 сентября 2007
Изображение этого избитого и испитого бомжа есть не что иное, как автопортрет Анатолия Зверева
До 21 октября в галерее "Дом Нащокина" проходит выставка "Портреты Анатолия Зверева". Там его глазами можно увидеть людей, не бросивших когда-то "неустроенного гения". Искусствовед Иосиф Бакштейн прояснил, почему споры по поводу Зверева не утихают и двадцать лет спустя после его смерти.

"Русский Ван Гог" — только ухо себе не отрезал, а больше был склонен калечить печень. "Русский Пикассо" — способный писать картины сутками и за сорок лет занятий живописью создавший порядка тридцати тысяч работ. "Русский Леонардо да Винчи", потому что сам Анатолий Зверев (1931–1986) равнялся именно на него, называя этого небожителя "мой учитель". Уличный художник, но не из той породы предприимчивых ребят, что сидят на Старом Арбате, и предлагают "ваш портрет недорого", и перерисовывают на холст лица с обложек глянца.

Этот плохо одетый, замусоленный улицей человек за свою работу брал ровно столько денег, сколько ему нужно было, чтобы прожить день — выпить, закусить, дать взятку швейцару в ресторане, скрыться в такси от милицейской слежки. Его знаменитое "Старик, дай рубль, увековечу" с улыбкой вспоминают многие современники. И на бульварах, и в гостиных он собирал вокруг себя множество людей. Таких слов, как "перформанс" или "хеппенинг", никто еще не знал, но Зверев уже делал это: он мог писать картину бритвенным помазком, пальцами рук и ног, ботинком, шваброй, скребком, шершебкой и даже свеклой, сопровождая свои судорожные, чрезвычайно энергичные движения чтением стихов, бессвязными монологами, анархическими выкриками.

В 60-е годы, когда в воздушном пространстве СССР повеяло свободой, Зверев отказывался дышать чем-либо, кроме нее. Он был воплощением свободы от денег, от успеха, от социальных условностей. Пабло Пикассо назвал его лучшим русским рисовальщиком, Роберт Фальк говорил, что художники подобного масштаба рождаются раз в сто лет. Историк искусств и журналист Екатерина Деготь назвала Зверева "неинтересным", когда я обратилась к ней за оценкой творчества художника.

"Полагаю, Екатерина отреагировала так потому, что она — максималистка,– говорит в ответ Иосиф Бакштейн. — В кругу искусствоведов существует некий табель о рангах: первый художник поколения, первый художник района и так далее. Анатолий Зверев — все-таки местное явление. В плане пластического качества невозможно объяснить, почему это так здорово. Необходимо учитывать исторический контекст. Мне кажется, самым верным определением роли Зверева было бы слово "предтеча". Он был предтечей второй волны русского авангарда".

Первая волна русского авангарда — Маяковский, Малевич, Кандинский — производит радикальную переоценку ценностей, переосмысляет само понятие искусства и его место в обществе. Второй русский авангард, или московский концептуализм, заявивший о себе в конце 60-х, искал ответы на те же вопросы, но скорее в интернациональном контексте. Художники стремились выйти в большой мир, которого советские люди надолго были лишены. "Все термины современного искусства — объект, перформанс, инсталляция — родом из московского концептуализма,—  говорит Бакштейн.— Он развивался и набирал силы вплоть до 88-го года. Тогда прошла выставка "Клуба авангардистов", и движение было наконец легализовано. Эта историческая выставка была первой выставкой, которую я курировал, чем очень горжусь. Ну, а последним событием в истории московского концептуализма я бы назвал выставку 92-го года, которая прошла в Бутырской тюрьме. Открывала ее Галина Старовойтова. Сейчас, когда прошло столько времени, я понимаю, что это было нечто невообразимое: зэки и художники под одной крышей, в действующей тюрьме. Организация этой выставки, пожалуй, высший момент в моей карьере".

Зверев — это подготовка, порыв ветра, который распахнул дверь для московских концептуалистов. Когда в 60-е Зверев стал обсуждаемой фигурой, знаменитостью, только его непривычные технические приемы — экспрессивные мазки, круглящиеся линии — воспринимались как вызов, как бунт. "Тогда малейшие пластические нюансы имели идеологическое значение,— объясняет Бакштейн. — Сейчас кажется нелепым, что пятна и мазки могли вызвать шок. С другой стороны, в этом тоже была магия. Искусство изобразительное тем и отличается от литературы, музыки, театра, балета и кино, что в нём нельзя четко сформулировать критерии качества и профессионализма, они размыты. Допустим, вы хотите написать симфонию. Пожалуйста, выучи семь нот — пиши симфонию. Или человек вдруг начинает лаять. Естественная реакция — "ну идиот же!". Лает день, лает два, и разговор уже ведется о художественном жесте. Почему одни цветные пятна стоят десятки миллионов, а другие — ничего не стоят, хотя вроде бы разницы никакой. Так что возмущение Хрущева на той легендарной выставке в Манеже я в определенной степени могу понять".

Сын рабочего и рабочей, Ана­толий Зверев проявил тягу к жи­вописи еще в раннем дет­стве, когда в пять лет нарисо­вал"уличное движение" — ме­сто, "где тогда еще — до войны — детям за столиками выдавались цветные карандаши и листы бумаги для рисования": так описана эта работа в его автобиографии. Чуть позже были портрет Сталина и "шиповник", за который Зверева похвалили в пионерском лагере. Окончив семилетку, он поступает в Московское областное училище памяти 1905 года, откуда вскоре исключен за неприемлемое поведение. Так с систематическим образованием было покончено, далее художник формировал себя сам и делал исключительно то, что хотел.

Бакштейн назвал наше художественное образование "катастрофой": "Суриковка и Строгановка — это XIX век. Никаких навыков современного художественного мышления молодым людям не прививается. До сих пор ничего толком не изменилось. То, что преподается в Академии художеств,— анахронизм для художественных школ Франкфурта, Вены или Нью-Йорка". Так что необразованность скорее пошла Звереву на пользу.

"Он был юродивый, возможно, даже святой,— вспоминает Бакштейн.— Всегда было не-ясно, где он живет, он ночевал то в одной квартире, то в другой. Он отталкивал и притягивал одновременно. Трудно сказать, насколько это была продуманная линия поведения или все-таки чистое юродство, но это производило впечатление".

Иосиф Маркович, однако, заметил, что в последнее время фигуру Зверева стараются "раздуть", прежде всего в коммерческих целях: "Проблема состоит в том, что на рынке русского искусства спрос превышает предложение. Русского искусства очень мало чисто технически. Мало передвижников, мало авангардистов, много подделок, работы первого ряда ушли с рынка. Современного искусства тоже очень мало. В Московском союзе художников десять тысяч человек. Чем они занимаются — никто не знает. Современным искусством в Москве занимаются человек 100–150, что абсурдно для такого огромного города. У нас коллекционеров больше, чем художников. Спрос давит на рынок, и ряд имен неоправданно раздувается. Вот купили Краснопевцева, современника Зверева, за миллион долларов. Ну не стоит он столько! А с другой стороны, что значит "не стоит" — стоит, раз дают такую цену. Правда, высокая цена нередко бывает следствием мошенничества. Распространенный среди коллекционеров ход — покупка работы у себя самого, игра с самим собой на аукционе через подставных лиц. Допустим, есть у художника семь Краснопевцевых, он выставляет на продажу одного и через подставных лиц поднимает цену до миллиона. Это происходит везде, но в России, как обычно, принимает совершенно фантасмагорические масштабы".

Опубликовать

Просмотров 3391
Newsland Забобрить эту страницу!

Похожие материалы:


Оставить комментарий

Комментировать
Ваше имя:

Google YouTube акция арест армия арт Великобритания взрыв видео война выборы выставка Германия Госдума Грузия деньги дети Единая Россия ЖЖ запрет интернет искусство кино Китай книга книги конкурс концерт космос кризис любовь МГУ Медведев медиа милиция митинг молодежь Москва музыка наука Наши образование общество оппозиция политика полиция праздник президент протест Путин рейтинг реклама Россия сайт самолет Санкт-Петербург секс скандал смерть СМИ спорт студент студенты суд США ТВ теракт терроризм убийство Украина фестиваль фильм фото Франция футбол школа экология экономика Яблоко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
RSS

Акция Спецпроекты
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011
Свяжитесь с нашей службой продаж по вопросам рекламы и спонсорства на портале.
Все материалы, опубликованные на портале, охраняются законодательством об авторском праве РФ. По вопросам перепечатки материалов обращайтесь по адресу online@akzia.ru.
© Холдинг «Акция масс-медиа» 2001-2017