Логин
Пароль
Запомнить меня
Пятница, 24 марта 2017 г.
  Зарегистрироваться или Войти
Акция назвала «Молодых людей года — 2012»
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011 PDF-версияFacebookLiveJournalАкция.ОбменникRSS
Толстой по-немецки
Ирина Голосова, 5 октября 2009
http://ru.wikipedia.org/
Albert Schweitzer
Заведующая научно-просветительским отделом Государственного музея история космонавтики им. К.Э. Циолковского Вера Алексеева рассказывает о великом ученом, враче, гуманисте XX века и гражданине мира Альберте Швейцере.

В 1960–70-е годы имя Альберта Швейцера гремело на весь мир: лауреат Нобелевской премии мира, немецкий ученый, теологфилософ, врач. Родился в 1875 году в Эльзасе, в беднейшей семье священника, но сумел поступить в Страсбургский университет.
Всю жизнь был жаден, но в хорошем смысле: до идей, знаний, книг, до деятельности. Он умудрился даже образ Христа толковать как деятельность. Это неуемная натура повлекла его сразу на два факультета — теологический и философский.

Потом он трижды стал доктором наук: лицензиат теологии, доктор философии и доктор медицины, то есть не врач, а ученый со степенью. Какая-то интуиция подсказывала ему: до тридцати лет я буду обычным человеком, а потом что-то со мной случится, загляну за поворот — и всё.

Неуемная жажда

Примерно к 1912 году он уже был знаменитым музыкантом, который давал органные оркестры в европейских столицах, занимался исследованием музыки, написал ряд книг. В 1903 году издал книгу «Бах — музыкант и поэт», три года спустя — «Немецкое и французское искусство органостроения органного способа» и «От Реймаруса до Вреде» вЂ” титанический труд по исследованию источников и трудов о жизни Иисуса Христа. Фактически он составил полный хронологический обзор всех описаний Христа, известных в истории к XIX веку. Одновременно он служил помощником пастора в церкви святого Николая, где обучал школьников закону божьему. Этим он занимался в качестве отдыха. Впрочем, у Швейцера нельзя понять, чем он занимался профессионально, а чем ради отдыха.

Сила духа преобладала у него над телом. Он родился слабым недоношенным ребенком. Когда писал воспоминания, то приложил фотографию: на ней мы видим маленького иссохшего двухлетнего человечка, больше похожего на крошечную мумию с бантом на голове – мама хотела его украсить для гостей. Тогда люди на него смотрели с состраданием, шептались, что он не жилец.
Но Швейцер трудился до самой смерти, и не было ни дня, чтобы он лежал в постели больной. Он истязал себя сам: неуемная жажда жизни и желание трудиться привела к тому, что со студенческих времен он привык спать по четыре-пять часов. А если очень хотелось спать, опускал ноги в таз с ледяной водой.

Миссионер

И вдруг к тридцати годам у него появляется внутри какая-то пустота. Такая пустота бывает у людей, когда им нужно сделать прыжок, что-то изменить в своей жизни. Какими масштабами мы мыслим? Семья, работа, Москва... А Швейцер мыслил в масштабах земного шара. Он размышлял так: европейские страны имеют колонии, в том числе в Африке. Колонии принесли огромную пользу Европе, но огромный вред чернокожим племенам. Считая, что белая раса виновата перед африканцами, Швейцер решил работать на этот мир. В то время никто не хотел ехать в колонии врачами, миссионеров было один-два. Но Швейцер решился.

30-летний известный человек идет на первый курс медицинского факультета, учится, получает диплом врача. Дальше зарабатывает докторскую степень, и только после этого он считает, что достоин, может и имеет право ехать в Африку лечить негров. У него есть книжка «Письма из Ламбарене». Он писал ее, чтобы отдохнуть, писал в дороге, в свободное время. Книга начинается так: «Я, преподаватель Страсбургского университета, известный в Европе музыкант, бросил всё и отправился простым врачом в Центральную Африку. Как я докатился до такого, вы прочтете в моей книжке».

В 1912 году Альберт Швейцер встретил Елену Бреслау: они расписываются и уезжают в Африку вместе. Елена тоже была медработником и стала его верной помощницей и подругой. Можно сказать, это были люди, рожденные друг для друга. Поначалу опереться Швейцер мог только на нее, на знакомого священника и друзей в Европе, которые высылали лекарства и деньги. Позже у него появляются помощники из соседних племен, которых он воспитал сам. Больница размещалась в курятнике — металлическое помещение на железных сваях без малейших щелей. Чтобы держать кур, их, во-первых, нужно спасти от змей — для этого все здания в Африке на сваях, а во-вторых, от леопардов, которые в этой местности гуляют, как собаки. До приезда в Африку Швейцер ничего этого не знал, но он смотрел, учился у местных. Условия жизни были очень тяжелыми. Одно питание чего стоит. Основная пища негров – бананы и рис. Остальное — картошка и крупы – всё завозное. В Африке пробовали сажать картофель и помидоры, но все идет в ботву. Швейцер пишет: «Представьте, сколько это стоит! И если какие-то богатейшие родственники человека, которого я вылечил, привезли мне десяток картофелин, это был пир на весь мир».
Врач в тропиках — это хирург, зубодер, сам берет анализы, сам исследует кровь. Но Швейцеру всё это нравилось, он радовался, когда негры шли к нему: «Боже мой, как будто я Господь Бог».

Представления у этих людей очень примитивные. Какая у вас болезнь? У меня, доктор, червяк в животе. Они любую болезнь называли червяком: вылечил головную боль — червяк уполз в живот, а потом из живота в коленках свернулся. Швейцер чудовищно описывает болезни, это запущенные, истощенные люди.
«У себя на руке вы видите голубую вену. Вы увидите вену на руке чернокожего истощенного человека? Я врач, я не вижу, как я в нее попадаю — не знаю»,— пишет он.

Немецкий Толстой

Еще один переломный момент в его жизни — ночь, когда на Хиросиму упала бомба. В ту ночь Швейцер оперировал негритянку: были очень тяжелые роды, но она родила мальчика и сама осталась жива. Позже Швейцер пишет: «Это был момент отчаяния, которое меня вообще редко охватывает. Зачем мы боролись за эти две жизни — за женщину и за мальчика, который даже никогда не научится читать, а в это время человеческая цивилизация — не ураган, не стихия — сознательно взяла и уничтожила десятки тысяч людей? Я почувствовал абсурдность своей деятельности». С этого момента он стал еще и борцом за мир.

По правилам, для сохранения здоровья европейцам положено жить несколько месяцев в Африке и на два года уезжать домой. Швейцер легко переживал климатические условия, а вот жена страдала, и ее приходилось увозить. Но выезжал он не просто отдыхать: его приглашали на органные концерты в США и Европу, приглашали с лекциями, где он рассказывал о своей теории нравственного начала и об идеях борьбы за мир.
Два фактора повлияли на мою жизнь: первый — осознание непостижимости и таинственности мира, исполненного страдания, второй — что я родился в эпоху, исполненную страданием»,— пишет он.

Немец Швейцер — это русский Толстой. В своих дневниках Лев Николаевич писал обо всех своих пороках: чтобы сказать о себе всю правду, какая она есть. Швейцер принадлежит к такой же породе. Он пишет о том, что было стыдно, что было неприятно вспоминать. Например, там есть воспоминания о первой рыбалке, еще в детстве: на рыбную ловлю его взяли один раз в жизни, и ему хватило. Когда он увидел, как сначала червяка нанизывают на крючок и потом как этим крючком рвут рыбе рот, он подумал, что не только никогда не будет ловить рыбу, но и есть ее никогда не будет.

Швейцер не был политиком: ни за коммунизм, ни за капитализм, ни против них. У него были свои дела. Он прямо говорит, что базисом общественного развития является сознание и нравственность человека, и больше ничего. Это наш фундамент.

То есть он полностью переворачивает Маркса. Не нравится экономика — посмотрите на свою нравственность. Это не идея и не мысль — это принцип.

Даже за месяц до смерти Швейцер работает по двадцать часов в сутки, пишет, консультирует как руководитель больницы.
В 1952 году он получил Нобелевскую премию мира и на часть этих денег, что осталась от налогов, построил поселок для прокаженных вблизи больницы.

Переход от жизни к смерти наступил для него очень быстро и легко. Похоронен Швейцер в нескольких шагах от дома под финиковой пальмой, рядом с женой, которая умерла на пять лет раньше. Ему было ровно 90 лет.

Опубликовать

Просмотров 2705
Newsland Забобрить эту страницу!

Похожие материалы:


Оставить комментарий

Комментарии 3
Michel
10 апреля 2014 18.20
Your hontesy is like a beacon
Kayli
12 апреля 2014 02.58
Just the type of inhgsit we need to fire up the debate. http://bksevtby.com [url=http://dizsubdt.com]dizsubdt[/url] [link=http://irlazxtcck.com]irlazxtcck[/link]
Marina
13 апреля 2014 08.19
Your answer was just what I neeedd. It's made my day!
Комментировать
Ваше имя:

Google YouTube акция арест армия арт Великобритания взрыв видео война выборы выставка Германия Госдума Грузия деньги дети Единая Россия ЖЖ запрет интернет искусство кино Китай книга книги конкурс концерт космос кризис любовь МГУ Медведев медиа милиция митинг молодежь Москва музыка наука Наши образование общество олимпиада оппозиция политика праздник президент протест Путин рейтинг реклама Россия сайт самолет Санкт-Петербург секс скандал смерть СМИ спорт студент студенты суд США ТВ теракт терроризм убийство Украина фестиваль фильм фото Франция футбол школа экология экономика Яблоко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
RSS

Акция Спецпроекты
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011
Свяжитесь с нашей службой продаж по вопросам рекламы и спонсорства на портале.
Все материалы, опубликованные на портале, охраняются законодательством об авторском праве РФ. По вопросам перепечатки материалов обращайтесь по адресу online@akzia.ru.
© Холдинг «Акция масс-медиа» 2001-2017