Логин
Пароль
Запомнить меня
Среда, 28 июня 2017 г.
  Зарегистрироваться или Войти
Акция назвала «Молодых людей года — 2012»
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011 PDF-версияFacebookLiveJournalАкция.ОбменникRSS
«Мне интересно формировать будущее»
Светлана Максимченко, 24 мая 2011
Фото: Марк Боярский
tsentsiper
В мае исполняется год работы Института медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка». Илья Осколков-Ценципер, идеолог и президент института, верит, что за год уже удалось изменить общественное пространство вокруг, и планирует сделать «Стрелку» лучшей архитектурной школой в мире. С «Акция.Карьерой» он поделился своим опытом управления творческими проектами и ожиданиями от грядущего лета.

Илья Осколков-Ценципер, президент Института медиа, дизайна и архитектуры «Стрелка», вице-президент компании Yota

Родился 30 сентября 1967 года в Москве.

Образование. Окончил факультет «Планирование и организация театрального дела» Государственного института театрального искусства (ГИТИС, сейчас РАТИ). Прослушал курс по администрированию в области культуры в Бургундском университете во Франции.

Путь к успеху. С 1989 по 1990 год работал главным социологом Союза художников СССР, обозревателем по искусству в журнале «Огонек».
С 1990 по 1993-й занимался организацией Московских международных художественных ярмарок АРТ-МИФ.
С 1993 по 1996 год был главным редактором журнала «Матадор», с 1998 по 1999-й возглавлял газету «Вечерняя Москва».
В 1999 году основал журнал «Афиша» и одноименный издательский дом, где работал главным редактором, а с 2007 по 2009 год — генеральным директором. Создал журналы «Афиша», «Афиша-Мир», «Афиша-Еда», «Большой город», путеводители «Афиши», сайт Afisha.ru, фестиваль «Пикник „Афиши“».
В 2009 году совместно с Сергеем Адоньевым, Дмитрием Ликиным, Александром Мамутом и Олегом Шапиро создал Институт медиа, архитектуры и дизайна «Стрелка», официально открывшийся в мае 2010 года.
В январе 2011 года назначен на должность вице-президента Yota Group, где отвечает за развитие бренда, стратегические коммуникации и дизайн новых сервисов.
Также вовлечен в работу нескольких интернет-стартапов.

Интересы. «Интересуюсь работой».

Книги последнего времени. «Информация» Джеймса Глика, «История Крымской войны» Орландо Фиджеса и «Просто дети» Патти Смит.

Фото: Марк Боярский

Программа «Лето на „Стрелке“» и летняя веранда бара «Стрелка» готовились к открытию в день нашего интервью, 13 мая

«Стрелке» официально исполнился год. На старте вы заявляли, что в этом проекте планируете формировать людей и изменять город. Насколько это формирование происходит?

Конечно, происходит. Поразительно, до какой степени урбанистика и дизайн перемещаются в центр общественного внимания. Когда мы начинали, очень многим людям это всё казалось совсем теоретической вещью, очень далекой от жизни. Сейчас видно, и что наши выпускники будут востребованы, и что тот тип знаний, который мы здесь создаем, будет востребован. Разумеется, пройдут годы, прежде чем мы начнем видеть в физической среде, вокруг нас, какие-то проявления.

Причем я не говорю только о том, что непременно делаем мы. Мне всегда слово «медиа» в нашем названии казалось, вообще говоря, ключевым. Потому что мы запускаем в общественное пространство какие-то идеи, концепции, генерируем какие-то истории — и дальше более-менее все, кто в этом пространстве находятся, как-то должны на это реагировать.

Через месяц закончат учиться первые студенты «Стрелки». Чего вы от них ждали в результате этого учебного года?

Им надо было сделать серьезное высказывание на какую-то довольно сложную тему. Эти темы не предназначены для того, чтобы потом взять и пойти в реальной жизни сделать буквально такое же. Мне кажется, смысл этого года, который они проводят здесь, заключается в том, чтобы взяться за задачи такой сложности, такой амбициозности и такой значительности, с которыми в реальной жизни сталкиваешься очень редко. Тем не менее, когда имеешь дело с абсолютными проблемами, ты получаешь ключ, который можешь применить к проблемам более простым, более конкретным, более коммерческим. На этом и строится здесь всё образование.

Наши студенты получают важный тип знаний, важные методы работы и серьезные связи, но помимо этого они вносят в профессиональную среду в России какой-то другой способ думать, другой способ работать. Понимание того, что архитектура и урбанистика — это не только про рисование, понимание публичного измерения, понимание того, что дизайнер занят не только формированием физического пространства, но и любого другого — эмоционального, психологического, политического и так далее. На уровне слов мы вроде все с этим согласны, тем не менее в России есть очень немного людей, которые бы такой подход применяли в работе.

Вы начинали с творческих должностей и в «Афише» сначала были редактором, только через несколько лет став генеральным директором. Как человек из творческой среды может заниматься управленческой деятельностью? Как вам удалось научиться?


Во-первых, мне нравится разбираться во всём, за что я отвечаю. Я не могу брать у людей деньги и в точности не понимать, как они тратятся. С другой стороны, если ты не хочешь разбираться в управленческих вещах, в бизнесе, то никогда не будешь чувствовать себя свободным.

Раньше я боялся людей, которые давали мне деньги на мои проекты. Я им не верил, их не понимал, конфликтовал с ними. До тех пор, пока не начал разбираться, как у них устроена голова. А голова у них устроена не совсем так, как она была устроена у меня тогда. Мне было очень сложно поверить, что есть люди, для которых результатом являются деньги, но такие люди действительно есть. Очень часто молодым творческим людям кажется, что им не дают реализовывать то, что они хотят делать, а от них просто хотят совсем другого — не чтобы они взяли и испортили свой продукт, а чтобы они объяснили понятно, что они делают, или чтобы они отвечали за деньги, которые им дали.

Кроме того, деньги — это один из универсальных языков для описания реальности, и он тоже интересный, как и многие другие языки. Например, сейчас мне не хватает инженерных знаний о том, как устроены многие вещи, связанные с новыми технологиями. Я прямо чувствую, что, если бы я лучше понимал какие-то технологические штуки, мне было бы проще что-то новое создавать. И деньги — это то же самое. Когда ты смотришь на окружающую среду через и такой фильтр тоже, то тебе ее интереснее, понятнее и проще менять.

Какие знания или навыки необходимы в управлении творческими проектами?


Они ничем не отличаются от тех, которые необходимы для управления любыми другими проектами. Плюс все те, которые нужны для участия в творческом процессе.

Мне кажется, творческие проекты сложнее любых других в вопросах управления людьми. Что важно для вас в людях, с которыми вы работаете?

Во-первых, всё должно быть честно. Я тебе предлагаю какие-то правила игры — и если ты соглашаешься играть по этим правилам, то я буду соблюдать свою сторону договоренностей. Если не будешь соблюдать свою сторону договоренностей, я тебя прогоню. По-моему, это честно. Но должно работать в обе стороны.

Мне всегда было очень важно видеть, что люди как-то развиваются. Очень тяжело работать с людьми, даже очень профессиональными, которые считают, что они достигли абсолютной точки в своем профессиональном развитии и дальше им двигаться некуда. С ними скучно.

С другой стороны, это не богадельня и не детский сад — мы собрались для того, чтобы делать какое-то дело. И если у вас это дело не получается, неважно почему, то я буду помогать, но до известного предела. Мы дадим вам кредит доверия, но если вы не генерируете энергии, если вам всё равно... Я вот не умею работать с людьми, которым всё равно.

Но когда вы нанимаете людей, вы ведь не можете сразу оценить, будут ли они соблюдать правила или что там у них с энергией...


Почти всегда могу. Я иногда ошибаюсь, но у меня довольно быстро про людей возникает какая-то гипотеза.

Я не беру людей на работу, с которыми почему-то, мне кажется, у меня не будет получаться или которые мне просто неприятны. Для эффективности нашей деятельности очень важно взаимопонимание. Поэтому не бери людей, на которых ты не готов тратить время, от которых тебя не прет, которых не прет от тебя и если вас не прет от того, что вы сидите в одной комнате.

Вы нанимаете людей без профессионального опыта?

Да, ведь это человеческое взаимопонимание, энергия — важнее, чем профессиональное. Мне интереснее тратить время на преисполненных энтузиазма детей, чем на унылых квазипрофессионалов, которым всё равно.

Что бы вы могли посоветовать людям без большого опыта работы?

Большего бесстрашия. Я разговариваю с людьми, которым 25 лет, и у них какое-то представление о карьере на 150 лет вперед, и они уже инвестировали целых два года своей жизни на то, чтобы торчать в каком-то кошмарном месте с какими-то людьми, которых они не любят. Понятно, что деньги, что надо платить за квартиру и так далее. Но вообще чего бояться-то? Ну, не получится. Мне кажется, устойчивость к риску, бесстрашие — это очень важный талант. Способность разрешить себе допустить ошибки. Только надо знать, зачем ты их допускаешь.

Сегодня почему-то очень молодые люди слишком озабочены какой-то безопасностью. В конце концов несколько тысяч долларов, которые ты потеряешь из-за того, что принимал как бы неправильные в карьерном смысле решения, когда тебе было 20 лет, компенсируются, если ты в результате вырулишь в правильную сторону. Возможно, ты будешь в месяц зарабатывать больше, чем всё, что ты потерял за 10 лет.

А как вырулить в правильную сторону?

Во-первых, правильная сторона у всех разная, а во-вторых, смысл бесстрашия заключается в том, что ты не можешь открыть газету, прочитать, что там говорит какой-то мужик, и сказать — ага, вот у меня теперь есть рецепт. Потому что надо делать шаг в пустоту. И дальше если выясняется, что это не твое вообще — что очень часто бывает,— надо бесстрашно немедленно отказываться.

Как узнать, что это не твое?

Например, так вышло, что ты поступил в какой-то институт — как-то не знал, куда себя девать, поступил на маркетинг или филологию. Поучился там, потом стал искать работу. Так вышло, что ты оказался в каком-то рекламном агентстве, просто потому, что тебя взяли на работу какие-то симпатичные ребята. Прошло три года, и ты уже копирайтер со стажем или кто-нибудь еще. Но в какой-то момент, уже освоив азы профессии, ты начинаешь понимать, что ты никогда не сделаешь это так, как это делают лучшие люди в этом деле. И вот тут надо задать себе вопрос, действительно ли ты хочешь заниматься ровно этим. Потому что может оказаться, что это невысокий потолок и ты уже дотягиваешься до предела своих возможностей. А дальше, если тебе очень надо, то ты можешь развить способности — но тебе это правда надо?

У меня был такой эпизод, когда я занимался выставками современного искусства в начале 90-х годов. В какой-то момент я оказался в Париже. К этому моменту я уже сделал несколько выставок, и мне казалось, что я такой настоящий куратор. В Париже я устроился на практику в Музей современного искусства, где директором была Сюзанн Паже. Она меня взяла, потому что они делали выставку Жана Пуни, который вообще-то русский художник Иван Пуни, уехавший во Францию в конце 20-х годов. Им нужен был кто-то, кто говорил по-русски.

Вот она делает экспозицию, я за ней хожу, и тут она мне говорит: поменяй эти две картины местами и передвинь их на полметра вправо — я это делаю, мы отходим и на это смотрим. И я понимаю, что она выложила из этих картин какую-то другую историю. И то, что она почувствовала в этот момент, и то, что она сделала,— я никогда не смогу понять с такой степенью точности и тонкости, чтобы смочь достичь этого результата в десятку. В общем, я тогда понял, что не буду больше этим заниматься. Если я не могу быть, как она или лучше, то тогда зачем этим заниматься, всю жизнь понимая, что ты в этой области не самый офигенный человек.

Чем вы измеряете для себя собственный результат или успех?


В этом есть куча разных компонентов. Конечно, приятно, когда тебя хвалят, когда тебя любят. Для меня очень важно, чтобы меня перло. Ощущение какой-то насыщенности жизни и ощущение того, что она происходит и движется куда-то вперед. Еще есть ощущение, что у меня есть социальные и профессиональные обязательства.

Деньги — это тоже хорошо. Я люблю, когда они у меня есть, но только из-за денег я ни разу в жизни не делал ничего даже, наверное, час.

Кроме того, я не понимаю, что такое работа. У меня нет такого: «работа и отдых» или «работа и жизнь» — для меня это одно и то же. Поэтому вот тот успех, о котором вы говорите, это просто осмысленная, насыщенная жизнь.

Куда вы хотели бы двигаться дальше?

Мне хочется делать вещи, которые имеют значение. Которые влияют на то, как люди живут, думают. И мне хочется делать вещи новые, которых раньше никто не делал. Мне интересно формировать будущее. Это отчасти связано с угадыванием того, каким оно может быть, а отчасти — с твоей собственной деятельностью. Это, наверное, мой главный мотиватор.

В жизни так много всего устроено глупо, странно, неудобно, некрасиво — просто так вышло, исторически сложилось. И в тот момент, когда ты задаешься вопросом, а почему это сделано так, как оно сделано, почему нельзя по-другому, и начинаешь пробовать придать этому какую-то другую форму — довольно часто оказывается, что можно придумать условный iPhone или условную «Стрелку». И у меня просто глаза разбегаются от того, что можно сделать по-другому.

А формировать будущее вы хотите в нашей стране?

Формировать будущее в нашей стране можно, только если поставить себе задачу формировать будущее вообще. Потому что наши проблемы не решаются в рамках только страны.

К примеру, я хочу, чтобы «Стрелка» была лучшей школой архитектуры и дизайна в мире. Не уверен, что у меня это получится, но я точно приложу к этому максимум усилий. Только в этом случае есть шанс, что она будет нужной для России.

Какие у вас ожидания от открывающегося сейчас «Лета на „Стрелке“»?

Ожидание счастья.

Опубликовать

Просмотров 4417
Newsland Забобрить эту страницу!

Похожие материалы:


Оставить комментарий

Комментарии 1
Widdy
10 августа 2011 19.30
Очень интересное интервью...и слова то, что надо. Спасибо Илье!
Комментировать
Ваше имя:
Партнер рубрики:
ОАО "РВК"

Google YouTube акция арест армия арт Великобритания взрыв видео война выборы выставка Германия Госдума Грузия деньги дети Единая Россия ЖЖ животные запрет интернет искусство кино Китай книга книги конкурс концерт космос кризис любовь МГУ Медведев медиа милиция митинг молодежь Москва музыка наука Наши образование общество оппозиция политика праздник президент протест Путин рейтинг реклама Россия сайт самолет Санкт-Петербург секс скандал смерть СМИ спорт студент студенты суд США ТВ теракт терроризм убийство Украина фестиваль фильм фото Франция футбол школа экология экономика Яблоко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
RSS

Акция Спецпроекты
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011
Свяжитесь с нашей службой продаж по вопросам рекламы и спонсорства на портале.
Все материалы, опубликованные на портале, охраняются законодательством об авторском праве РФ. По вопросам перепечатки материалов обращайтесь по адресу online@akzia.ru.
© Холдинг «Акция масс-медиа» 2001-2017