Логин
Пароль
Запомнить меня
Суббота, 21 октября 2017 г.
  Зарегистрироваться или Войти
Акция назвала «Молодых людей года — 2012»
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011 PDF-версияFacebookLiveJournalАкция.ОбменникRSS
Успехи в начинаниях
Ольга Филина, 20 декабря 2011
иллюстрация: Олег Бородин
startap
Заявок на премию «Стартап года» в этом году оказалось вдвое больше, чем в прошлом. Увеличилось и количество мероприятий для молодых предпринимателей. Начался ли в России бум стартапов?

8 декабря в Москве вручили одну из самых престижных премий начинающим предпринимателям — «Стартап года», учрежденную Бизнес-инкубатором НИУ «Высшая школа экономики». Ее жюри в этом году столкнулось с валом заявок. «Если в 2010-м к нам на рассмотрение поступило сто претендентов, то в этот раз их было около двухсот,— рассказывает Наталия Федотова, и. о. директора Бизнес-инкубатора НИУ ВШЭ. — И заметьте, все участники — это компании, которым уже удалось выйти на уровень регулярных продаж своей продукции. То есть они доказали свою жизнестойкость и претендуют на второй раунд инвестиций».

Оживление рынка

Инновационное предпринимательство оказалось устойчиво к волнам экономического кризиса, к засилью бюрократии и проблемам с коррупцией. Конечно, начинающие бизнесмены жалуются на целый ряд проблем, главная из которых — отсутствие инвестиций на начальных стадиях реализации проекта, но их энтузиазма это не ослабляет.

Елена Масолова, сооснователь фонда AddVenture, один из самых успешных интернет-предпринимателей, считает, что стартаперов кризис не затронул: наоборот, обнаружив ненадежность паевых инвестиционных фондов и других активов, инвесторы стали чаще вкладываться в идеи. «Рынок идей и инвесторских денег сейчас выглядит даже оживленнее, чем когда-либо,— поясняет Масолова. — Отличное время для работы над своими проектами. Я, например, уже два года как вышла из AddVenture, чтобы посвятить свое время новым стартапам».

Обнадеживающие показатели

в этом году демонстрируют и государственные технопарки. В частности, начали приносить доход площадки Минкомсвязи для инновационного предпринимательства: за первые два квартала 2011 года резиденты этих технопарков заработали 11,5 млрд рублей, тогда как с 2007 по 2010 годы им удалось получить не более 22 млрд рублей выручки.

Оживление рынка проявляется еще и в том, что растет число «стартаповских» конкурсов и новых площадок для обмена идеями. В этом году, например, награждать лучших инноваторов решил журнал Forbes, появился проект StartUp Women, расширил географию встреч Клуб инноваторов, Mail.ru открыл технопарк в МГТУ им. Баумана — и т.д.

В США бизнес-ангелы ежегодно инвестируют деньги в 50–60 тысяч стартапов. В России «ангельские» деньги доходят до 50–100 компаний в год


Эффект «низкого старта»

«В чем секрет, спросите вы? — говорит Александр Каширин, председатель правления Национального содружества бизнес-ангелов. — Я полагаю, что настал момент, когда количество стало переходить в качество. Сначала разговоры о стартапах казались чем-то экзотическим, а сейчас они будоражат умы».

Кроме того, сказывается эффект «низкого старта»: инновационное предпринимательство только-только пробивается в России, и любые успехи кажутся головокружительными. В США, например, бизнес-ангелы ежегодно инвестируют деньги в 50–60 тыс. стартапов, тратя на это по 25 млрд долларов. В России «ангельские» деньги доходят до 50–100 компаний в год.

«Стартапам нужны инвесторские деньги, а инвесторам нужна выгода,— поясняет Александр Каширин. — Хорошие, выгодные идеи у нас есть. Но дело упирается еще и в нюансы государственного регулирования. К сожалению, сейчас, вкладываясь в рискованный проект, бизнес-ангел несет еще и полноценное налоговое бремя, что заставляет его два раза подумать, прежде чем помочь начинающему инноватору. Нам было бы полезно вспомнить пример Англии, где вложения в инновационный, рискованный сектор не облагаются налогами».

Налоги становятся головной болью и для самих стартапов: как правило, платить их приходится раньше, чем компания начинает приносить прибыль. В поисках денег начинающие бизнесмены идут к тем же бизнес-ангелам, которые опять-таки не заинтересованы брать на себя дополнительные финансовые обязательства. Власть сложности понимает, но бизнес от тягла освобождать не спешит: иначе откуда брать деньги в бюджет? Здесь нелишне упомянуть, что в нынешнем бюджете расходы на развитие инновационной экономики в принципе были урезаны.

Интернет-бум

Легче всего найти выход из финансового тупика интернет-проектам: они не требуют больших стартовых инвестиций и начинают быстро приносить доход. Количество российских пользователей всемирной паутины динамично растет, и инвесторы сразу чувствуют привлекательность этого рынка.

В последнее время очень популярным стало перенесение на российский рынок действующих западных проектов: именно таким образом был создан сервис Darberry.ru, который потом перекупил его зарубежный прототип — Groupon.com. Аналогичный успех сопутствовал старту онлайн-магазина обуви Sapato. ru, который этим летом приобрел более 100 тыс. клиентов, выручил 2,8 млн долларов и получил еще 12 млн. долларов инвестиций. Суть интернет-проекта объяснить инвестору гораздо проще, чем, например, высокотехнологичные разработки в естественных науках. Всё это поддерживает тенденцию: в интернет-пространстве стартапов появляется больше всего.

Новая земля

«Но это не абсолютное лидерство,— уверяет Наталия Федотова. — К нам на конкурс поступают заявки и от предпринимателей из других сфер: люди пробуют свои силы в разных инновационных производствах». Например, одним из удачных стартапов этого года стала компания «Биолэнд», разработавшая специальный состав «Фенокс-Агро» для биологической очистки земель хо- зяйственного назначения. Команде юных биотехнологов во главе с Лилией Анисимовой (молодой ученый года 2009, по версии газеты «Акция») удалось выиграть грант Фонда содействия развитию малых форм предприятий по программе «Старт» на 1 млн рублей, а экологическая значимость разработки привлекла к ней внимание общественности: в поддержку проекта было создано интернет-сообщество «Живая земля», которое стало самым крупным среди экосообществ и насчитывает более 30 тыс. членов.

Похоже, что в России наконец-то появляется инфраструктура для создания собственного инновационного бизнеса, несовершенства которой покрываются азартом стартаперов. А значит, у молодежи появляется реальный выбор: работать на кого-то или жить своим умом.

Опубликовать

Просмотров 3549
Newsland Забобрить эту страницу!

Похожие материалы:


Оставить комментарий

Комментарии 1
Marbellahome
20 июня 2017 14.31
Хорошая статья
www.marbellahome.se/ru
Комментировать
Ваше имя:
Партнер рубрики:
ОАО "РВК"

Google YouTube акция арест армия арт Великобритания взрыв видео война выборы выставка Германия Госдума Грузия деньги дети Единая Россия ЖЖ запрет интернет искусство кино Китай книга книги конкурс концерт космос кризис любовь МГУ Медведев медиа милиция митинг молодежь Москва музыка наука Наши образование общество олимпиада оппозиция политика праздник президент протест Путин рейтинг реклама Россия сайт самолет Санкт-Петербург секс скандал смерть СМИ спорт студент студенты суд США ТВ теракт терроризм убийство Украина фестиваль фильм фото Франция футбол школа экология экономика Яблоко
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
RSS

Акция Спецпроекты
Тема Политика, общество Экономика, бизнес Реклама, медиа Технологии, наука Образ жизни Entertainment Карьера
О проекте Контакты 50 работодателей мечты Молодые люди года 2011
Свяжитесь с нашей службой продаж по вопросам рекламы и спонсорства на портале.
Все материалы, опубликованные на портале, охраняются законодательством об авторском праве РФ. По вопросам перепечатки материалов обращайтесь по адресу online@akzia.ru.
© Холдинг «Акция масс-медиа» 2001-2017